На широких просторах интернета наткнулся я как-то на статью раввина Давида Бар Хаима(
http://www.daatemet.org.il/daathalacha/ ... iles1.html) из ешивы "Равинский центр"("Мерказ арав"), призванный разьяснить широкому кругу веруюших евреев, каково же официальное отношение ортодоксального иудаизма по отношению к гою и что по этому поводу говорит алаха - свод религиозних законов, определяюший жизнь каждого веруюшего еврея. Статья носит гордое имя "Евреи называются людьми". Она написана на иврите, поэтому в меру своих скромных возможностей привожу тут перевод некоторых частей, наиболее ясно отражающих смысл написанного. Каждый, кто хочет прикоснуться к мудрости вышеозначенного раввина в первоисточнике, волен пройти по указанной ссылке и насладиться его прекрасным умением четко и понятно излагать мысли. Тем временем - отрывки.
"В последние годы в религиозних кругах возникло движение, - пишет рав,- которое можно назвать гуманистически-универсальным. Многие из принадлежащих к этому движению обращаются с любовью к "любому человеку, созданному по образу и подобию божьему". Мы даже были "удостоены"(кавычки иронически поставлены автором статьи) сборника "возлюблен человек, созданный по образу и подобию божьему" под редакцией главы течения "Акива" Йонатана бен Якова. Они(движение) открыто провозглашают, что все люди рождены равными и что категорически запрешено оказывать кому либо предпочтение или дискриминировать лишь только на основе его национальности. Любой, кто утверждает иное, восклицают эти люди - просто расист и искажает смысл Торы. Не было бы нужды им возражать,- продолжает рав, - если бы многие вследствие этого не сворачивали с истинного пути. Подобные взгляды даже стали выражать некоторые раввины, пытаюшиеся показать, насколько важен и уважаем гой в иудаизме, и даже прямо идут на ложь, пытаясь вырвать из контекста удобные им фразы. Значительная часть этих усилий идет на доказательство того, что заповедь "не убий" относится также и к убийству гоя."
Далее многоуважаемый рав приводит выдержки из торы и мнения мудрецов по поводу того, относится ли заповедь "не убий" к убийству гоя. Перевод этих выдержек крайне труден, так как написаны они на очень тяжелом иврите(или даже арамейском), Но в заключение цитирования рав подводит черту под своими обильными комментариями и заключает, что заповедь не убий относится исключительно к евреям. Затем он последовательно анализирует, что же говорится в трудах мудрецов по поводу того, можно ли грабить гоя, обманывать его, возводить на него напраслину, порабощать и даже проясняет вопрос - относится ли заповедь "возлюби ближнего как самого себя" к гою - и, понятно, категорически заключает, что не относится. Рав доказывает с выдержками в руках, что хотя и сказано в источниках мудрости, что гой - это то же животное, не следует понимать, что относится надо к нему абсолютно также, как и к животному. Оказывается, что все же сушествует запрет намеренно убивать гоя(представляете себе, я все же по своей недалекости уже думал, что можно и намеренно), но во всем остальном между гоем и животным нет никакой разницы, и так и следует к нему относиться.
Далее он исследует(иного слова и не подберешь, это глубокая аналитическая работа) отношение к гоям в кабале и в агадот(не знаю уж как и перевести), и заключает:
"Среди мудрецов сушествуют два мнения по поводу того,создан ли гой по образу и подобию божьему. Большинство мудрецов(автор приводит список) утверждают, что гои ближе к животным и что это подобие бога неполно и искажено. Их мнения разьяснены в книге Зоар в бесчисленном количестве мест.
В противовес этому, есть несколоко мудрецов( которые, по видимому, не удостоились прочесть книгу Зоар и мнения раввинов из первой группы), которые считают, что гои тоже являются людьми и даже созданы по образу и подобию божьему.
Если мы решили постановить сейчас кто из них прав - нет никакого сомнения, что вес мудрецов первой группы не идет ни в какое сравнение с книгой Зоар и мудрецами - каббалистами.
Простейший пример - как обяснить, что, согласно Торе, при определенных условиях гоя можно ограбить? Согласно торе, человека грабить нельзя, отсюда прямо следует, что гой не человек.
Однако если принять, что гой - образ и подобие божье в очень и очень незначительной мере и что душа его та же, что и у животного , а запрета грабить животного не сушествует. Поэтому и можно грабить гоя, ведь отличие его от животного всего лишь количественное, но никак не качественное - как сказал Рав Кук.
Таким образом, огромное количество источников,беруших начало в живых словах господа однозначно утверждают, что сушествует четкая разница между кровью Еврея и кровью гоя."
И, подводя итог, рав заканчивает:
"У нас просто не сушествует выхода как только признать, что иудаизм однозначно утверждает, что есть четкая разница между евреем, определяемым как "человек", и гоем. Как уже было сказано, это выражается во множестве источников. Даже тот, кто не является большим специалистом в торе, обязан признать эти простые факты, которые невозможно уничтожить и даже затушевать. Каждому веруюшему еврею должно быть ясно, что категорически запрешено идти на уступки, и уж тем более делать здесь какие-либо исправления и дополнения. Любые попытки обойти эти моменты или не обращать на них внимания - обречены на неудачу. Вполне возможно, что кто-то может увидеть в этом выражение расизма, другой может увидеть ненависть к чужаку. Однако для веруюшего еврея, почитаюшего тору, это просто стиль его жизни, то что дано ему свыше, то, что заповедал ему господь."
К чести обшественной организации "Даат аемет"("Мнение истины"), определяющей своей целью распространение гуманистического взгляда на иудаизм и на сайте которой расположена вышеупомянутая статья, резко отстраняется от подобных утверждений и пишет, что каждый просвешенный человек должен восставать против подобных бесчеловечных расистских взглядов. Выход им видится один - приспособление иудаизма к современности, постепенное его изменение и приспосабливание к требованиям времени.
В оправдание созданию государства Израиль всегда говорилось - евреи хотят жить, как и остальные народы - в своем собственном государстве. Только некоторые группы населения забывают, что право жить в своем государстве, аналогично другим народам, налагает на них обязательство и вести себя соответственно обшепринятым среди остальних народов правилам,и хотя бы, выражаясь образно, не испражняться на стол во время обшей трапезы. И не случайно в Европе и в Америке все большую силу приобретает реформистский иудаизм, позволяюший евреям вести себя согласно господствуюшим в обшестве правилам и не чувствовать себя расистом всякий раз, когда садишься за изучение торы. 90% синагог в Северной Америке - реформистские. Так, в Торонто например из 11-ти синагог только одна - ортодоксальная.
В газете "Джерузалем пост" за 30 июня 2006 года некто Йонатан Розенблюм пишет с сожалением и порицанием: "Любые попытки поставить барьер между евреями и неевреями вызывают панические атаки среди американских неортодоксальных евреев. Они категорически отказываются принять определение Евреев как избранных людей." Странно,но порицание вызывает всего лишь желание быть гражданином своей страны и подчиняться господствуюшим в обшестве нравственным императивам. Нам выпало жить(к счастью или к несчастью) в этом либерально демократическом мире и мы должны играть по его законам. Правила человеческого обшежития вырабатывались и продолжают вырабатываться человечеством веками и Израилю, претендуюшему на звание единственной демократии на ближнем востоке, негоже иметь в качестве государственных мужей людей, подобных раввину Давиду Бар Хаиму и подобных ему ортодоксальных владык, которые заседают в правительстве, служат в министерстве, сидят в своих современных обставленных оффисах, одновременно умудряясь сеять тем временем средневековую ненависть к ближним и ввергая нас в пучину взаимной ненависти.
Выбор в этой жизни каждый человек делает сам, да только некоторые, сделав выбор, перестают быть людьми, сознательно вычеркивая себя из этого списка.